Образование становится непрерывным, а готовность к построению образовательных и карьерных траекторий - ключевым навыком современного человека. Проект «Национальная система квалификаций - конструктор карьеры» помогает молодежи (вариант – вам) получить реальный опыт выстраивания своего образовательно-профессионального пути.
«Национальная система квалификаций – ключ к карьере»
Законом об образовании установлено обязательное применение профессиональных стандартов при разработке образовательных программ.
Требования к квалификации, установленные в профессиональных стандартах, являются ориентиром (сигналом от работодателей) для качественной подготовки студентов профессиональных образовательных организаций.
Описание профессиональных квалификаций, а также примеры оценочных средств, одобренных работодателями (советами по профессиональным квалификациям) и используемых при проведении профессиональных экзаменов, можно найти в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации (https://nok-nark.ru/). Там же можно найти и ссылку на соответствующий профессиональный стандарт, размещенный на сайте Минтруда России.
Описание профессий и требований к образованию также представлены в «Справочнике профессий».
Реестр НОК https://nok-nark.ru/
Для повышения конкурентоспособности на рынке труда важно знать, какие требования предъявляет работодатель. Познакомиться с ними можно в профессиональных стандартах.
Итак, находите профессию (специальность), которую Вы получаете, и читайте.
Сайт Минтруда России «Профессиональные стандарты» https://profstandart.rosmintrud.ru/
«Справочник профессий» содержит описание профессий и требования к образованию https://spravochnik.rosmintrud.ru/professions
Основным стратегическим документом НСК является Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия). Стратегия одобрена Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 12 марта 2021 г. № 51).
В Стратегии определены основные направления развития НСК, задачи, механизмы реализации задач, планируемые результаты, целевые показатели и ожидаемые эффекты по результатам реализации Стратегии.
Представителям образовательных организаций следует обратить особое внимание на направление №4 «Обеспечение своевременного реагирования системы подготовки кадров на изменения требований рынка труда», которым поставлены задачи:
-
вовлечение работодателей в управление качеством реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения;
-
внедрение процедуры ускоренной актуализации примерных и основных профессиональных образовательных программ, в том числе по направлениям, связанным с развитием цифровой экономики, с учетом требований, предъявляемых работодателями к квалификации выпускников;
-
создание условий для подтверждения квалификаций, полученных по итогам реализации профессиональных образовательных программ (или их модулей) и основных программ профессионального обучения, в том числе с использованием инструментов независимой оценки квалификации (далее – НОК).
Стратегия развития Национальной системы квалификаций РФ на период до 2030 года https://nspkrf.ru/documents.html?own=0
8 июля 2022 года Председатель Национального совета А.Н. Шохин утвердил Приоритетные направления развития системы независимой оценки квалификации на период до 2024 года.
Приоритетные направления были разработаны в соответствии со Стратегией развития Национальной системы квалификаций до 2030 года и ориентированы на решение следующих задач:
-
повышение востребованности инструментов и механизмов НОК,
-
повышение качества услуг проведения НОК,
-
развитие финансовой модели НОК,
-
обеспечение организационных предпосылок расширения масштабов НОК.
Определены следующие направления повышения востребованности инструментов НОК:
-
подтверждение профессиональных квалификаций выпускников высшего и среднего профессионального образования посредством гармонизации процедур государственной итоговой аттестации и НОК;
-
допуск к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба имуществу и окружающей среде;
-
подтверждение результатов самообразования;
-
оценка квалификации персонала на предприятиях и в организациях;
-
оценка квалификации привлекаемых иностранных трудовых мигрантов.